В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
Горячая линия для клиентов (24 часа): 8 800 500 2625
13.04.2018

Российские дороги опутает сеть Автонета

Дорожная карта развития


Автонет - дорожная карта по внесению изменений в законы, касающиеся автомобильного транспорта. Автонет был утвержден межведомственной рабочей группой по разработке Национальной технологической инициативы (НТИ) при президиуме совета по модернизации экономики и инновациям.

Рабочая группа НТИ, Агентство стратегических инициатив, Росавтодор, а также Министерства промышленности и торговли, транспорта, связи и экономического развития займутся работами по выполнению дорожной карты.

Планируется создание и вывод на рынок автоматизированных транспортных средств, определение правового статуса технологии Больших данных, формирующих транспорт с высокой степенью автоматизации.

По словам Дениса Мантурова, министра Минпромторга, выполнение дорожной карты повысит качество машин, их услуг в сфере перевозок, в особенности при использовании новых технологий и бизнес-моделей. Мантуров сообщил, что начата разработка требований к самому транспорту, а также правила его использования на дорогах. Дорожная карта прописана на период 2018-2035 годов, первый этап реализуют до конца 2020 года.

Появление телематических сервисов


Минпромторг предполагает активное внедрение технологий беспилотного управления, телематических систем. Об этом заявил замминистра Минпромторга Александр Морозов. Он отметил, что необходимо разработать новые ПДД, которые урегулируют права и обязанности всех участников движения.

В 2018 году Минпромторг выработает меры, направленные на стимуляцию спроса на автомобили с «автопилотом», телематическими системами и «ЭРА-ГЛОНАСС».

Зарубежные специалисты продвинулись в этой сфере дальше. Поэтому разговор идет не о принятии западных систем, а о создании собственных, более высокого уровня.

Россия желает опередить Европу


Юрий Минкин, который возглавляет департамент разработки транспортных средств беспилотного типа Cognitive Technologies и один из разработчиков искусственного интеллекта для «беспилотников», показал систему оценки ситуации на дороге Cognitive smart situation capture на самой крупной выставке электроники и робототехнике в мире CES (Лас-Вегас, 2018 год).

Разработка позволяет определять объекты на дороге, прогнозирует развитие ситуации для каждого объекта, формирует безопасный сценарий (даже при возникновении критических ситуаций). Все это необходимо для безопасности при движении под управлением автопилота.

Система позволяет выбирать наиболее безопасную стратегию в сложной дорожной обстановке. Специалисты с помощью программы научились выявлять, как, куда и каким образом перемещаются на дороге различные типы объектов, определили зоны для безопасных маневров. При расчете маневра учитываются все физические характеристики объектов и параметры движения. Естественно, учитываются физические ограничения и возможности.

Прогнозы имеют высокую точность и позволяют значительно повысить безопасность передвижения. Используются для этого возможности нейронных сетей.

Искусственный интеллект не станет спасением от аварий


Некоторые эксперты отмечают: все исследования «беспилотников» пока на стадии экспериментов. Не все их результаты радуют.

К примеру, в Америке уже есть жертвы ДТП с участием автоматически управляемых машин. По результатам предварительного расследования можно сказать, что погибшая женщина неожиданно выбежала на дорогу перед беспилотным автомобилем. При этом автопилот не пытался затормозить, к тому же нарушил действующее на данном отрезке дороги ограничение скорости.

Еще раньше в США случилось столкновение беспилотного автомобиля с другой машиной. Автопилот успел совершить маневр и в итоге перевернулся. В другой ситуации автопилот не заметил красный сигнал на светофоре и также спровоцировал аварию. Кстати, известно, что схожие ошибки возникали и до этого, но ДТП не случалось.

В любом случае, сложно определить, кого считать виновником: разработчика программ, владельца автомобиля, оператора?

В автомобиле, движущемся на автопилоте, все-таки должен находиться водитель, который обязан следить за дорогой. И потому именно водитель-оператор скорее всего будет считаться виновником. А вот кто ответит, когда машины научаться ездить без присмотра оператора, не понятно. Более того, чтобы не возникало сомнений в необходимости автопилота, система должна реагировать быстрее и правильнее, чем человек.

Что сможет делать автоматический «водитель»


Представители транспортных компаний считают, что еще минимум десятилетие автоматика не заменит людей. Но уже сейчас бортовые системы имеют множество функций, и число их растет, как и количество датчиков в машине. Постепенно растет число автоматизированных процессов.

В Транспортном агентстве Финляндии утверждают: автопилоты смогут работать на некоторых участках трасс, оборудованных дополнительными системами. Установленные вдоль дороги, особые системы смогут участвовать в движении, например, принудительно снижая скорость автомобилей при возникновении опасных ситуаций.

Юрий Сухин, возглавляющий правление Клуба президентов ассоциаций автотранспорта, считает: лучшие перспективы у разработки отдельных полигонов для беспилотного транспорта. Но в любом случае необходима продуманная законодательная база, без которой невозможно внедрить «беспилотники».


Вернуться к списку новостей