В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
Горячая линия для клиентов (24 часа): 8 800 500 2625
16.01.2020

Аварийность на российских дорогах снижается… Но пока только на бумаге!

В России запущен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», цель которого — приведение трасс регионального значения и дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние. Это делается для того, чтобы:

  • существенно снизить уровень аварийности;
  • уменьшить количество мест концентрации ДТП;
  • минимизировать смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

О проекте активно говорят и на федеральном, и на региональном уровнях. Но соответствует ли реальная информация той, которая красиво предоставляется на бумаге? Эксперты пытаются разобраться в этом вопросе.

В чем же заключается проблема

По наблюдениям Счетной палаты Российской Федерации, качество российских дорог (особенно в регионах!) намного хуже, чем заявляют об этом местные власти. Аудиторы выяснили, что на протяжении нескольких лет «наверх» подавалась фальсифицированная информация и относительно состояния дорог вообще, и по конкретным аварийно-опасным участкам.

Одна из причин того, почему данные не соответствуют действительности, — пренебрежение правилами исследования аварийности дорог на субфедеральном уровне. Аварийные участки должны тщательно осматриваться профессиональными инженерами, а это не делается. Также важна статистика по количеству и характеру ДТП. Анализ нужно проводить на уровне первичного отчета, в противном случае непременно появятся белые пятна.

Такой неквалифицированный или невнимательный подход, скорее всего, приведет к плачевным результатам, и уже сегодня внедрение национального проекта находится под угрозой срыва. Очевидный факт, что до 2024 года 21 субъект не сможет выполнить указанный объем работы из-за недостоверных данных. Как выйти из сложившейся ситуации пока не известно.

Какова главная суть проекта

Об основном смысле национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» рассказал Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики. По его мнению, разработчики проекта справились со своей задачей — теперь на уровне страны все наконец-то узнали, что происходит с региональной дорожной сетью. Представители Счетной палаты и общественность пришли к выводу, что картина, мягко говоря, нерадостная. А вот будет ли реализовано все задуманное, пока неизвестно.

Глобальная задача проекта — оказание финансовой и организационно-управленческой помощи местным властям со стороны Правительства РФ. Эта помощь действительно крайне важна, так как бюджеты и дорожные фонды большинства субъектов федерации не имею нужных ресурсов для поддержания дорог в надлежащем состоянии. А о строительстве новых трасс без поддержки государства вообще речи не идет.

О сложившейся ситуации в цифрах и фактах

Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере трех областей — Ярославской, Кировской и Улан-Удэнской. Региональное руководство указанных регионов в свое время передало Счетной палате данные по дорогам, которые не соответствуют нормативам. В 2017 году таких региональных трасс было 56,9%. Удивительно, но в 2018 году этот показатель увеличился почти на 1%.

Казалось бы, что ничего странного в этом нет, так как дороги эксплуатировались целый год. Но есть один важный нюанс: в 2017 году на решение этого вопроса было потрачено из местных бюджетов более 799 млрд рублей, а в следующем году — еще 894 млрд рублей.

Сергей Зеге, доцент кафедры мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ, убежден, что российские регионы просто не хотят демонстрировать неудовлетворительные показатели по развитию дорог. По его мнению, ситуация усугубляется следующими факторами:

  • повышенная интенсивность эксплуатации дорог;
  • высокий уровень износа дорожного полотна;
  • неблагоприятные природные условия в конкретных регионах;
  • устаревшее технологическое оснащение соответствующих служб;
  • отсутствие бюджета на поддержание дорожной сети в исправном состоянии.

Глобальная проблема — в отсутствии достаточного финансирования для обслуживания и ремонта региональных дорог. Одним из эффективных решений может стать привлечение к транспортному строительству частных инвестиций и развитие именно тех трасс, которые наиболее важны для страны и конкретного региона в плане экономики. Но к выбору инвесторов нужно подходить с особой ответственностью.

Начало реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — декабрь 2018 года. Планируется, что за 6 лет более 50% региональных трасс в РФ будут приведены в порядок. Для этого Правительство страны обязуется вложить примерно 441 млрд рублей, а региональные власти потратят на развитие дорожной инфраструктуры более 4 трлн рублей. Подождем 2024 года и посмотрим, что из этого получится.


Вернуться к списку новостей