В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
Горячая линия для клиентов (24 часа): 8 800 500 2625
30.01.2020

Введение новых штрафных санкций за неоплаченный проезд по платным дорогам

Правительство РФ приняло решение штрафовать водителей за неоплаченный проезд по платной дороге. Размер штрафа зависит от типа транспортного средства. Экспериментальной трассой станет Центральная кольцевая автомобильная дорога, северный участок которой, по словам Вячеслава Петушенко, главы государственной компании «Автодор», будет введен в эксплуатацию летом 2020 года.

Для чего нужны новые санкции

В ближайшее время Государственная дума рассмотрит проект поправок к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся введения новых штрафов для автомобилистов. Вынесение соответствующих постановлений — задача сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а руководствоваться они будут данными, полученными с автоматических видеокамер. У водителя есть возможность избежать санкций, оплатив задолженность перед владельцем платной трассы в течение 2 месяцев.

По мнению авторов законопроекта, главной задачей новых штрафных санкций станет внедрение системы свободного потока (free-flow) на платных дорогах. Списывание денег со счетов водителей будет происходить в автоматическом режиме с помощью специальных камер и бесконтактных транспондеров. Соответственно, теперь не понадобится установка пунктов взимания платы (ПВП), и движение не будет замедляться из-за подъема и опускания шлагбаума.

Система free-flow сэкономит деньги и государства, и автовладельцев. Ведь отказ от ПВП — это не только экономия на строительстве и содержании пунктов, но и сокращение тарифов на проезд по платной трассе.

Каким должен быть размер штрафа

Такая технология уже много лет успешно практикуется в США, Израиле, Беларуси. В России идея free-flow обсуждается с 2014 года, но пока никак не реализована на практике. Один из факторов, который тормозит процесс, — определение размера будущего штрафа. В Российской Федерации размер штрафа зависит от типа транспорта. Например, владельцам легковых автомобилей придется раскошелиться на 2500 рублей, а водителям автобусов и грузовиков — на 5500 рублей.

Основополагающий критерий, влияющий на окончательную сумму, — степень общественной опасности проступка и общий риск для безопасности дорожного движения. В июне прошлого года предлагалось, чтобы штраф при повторном нарушении составлял 10000 рублей, но от этой идеи правительство отказалось.

А вообще, в разных странах мира штраф за незаконный проезд по платной трассе варьируется от 57 американских долларов до 300 евро. Например, на территории Италии к этому вопросу относятся максимально жестко — штраф оставляет 300 евро. В Австрии нарушителю придется заплатить 120 евро, в Швейцарии — 200 швейцарских франков, в США (в Калифорнии) — всего 57 долларов.

Заинтересованность операторов в новых штрафах

ООО «Северо-Западная концессионная компания» является оператором платного участка трассы М11 от Москвы до Солнечногорска. Его руководство поддержало идею внедрения штрафных санкций за неоплаченный проезд водителями и предложило разделить сумму штрафа на 2 части:

l первая часть полученной суммы пойдет владельцу дороги в качестве финансовой компенсации;

l вторую часть получит государство от водителя за нарушение законодательства.

Чтобы оператор не терпел убытки от правонарушителей и государство могло пополнять бюджет, размер штрафа должен быть больше стоимости проезда. Внушительная сумма имеет еще одну важную задачу — отбить желание у автовладельца снова нарушать закон.

Оператор платного обхода Одинцово, компания «Новое качество дорог», также заинтересован в том, чтобы на государственном уровне начали вводить штрафные санкции для тех водителей, которые предпочитают проезжать по платным дорогам без внесения соответствующей оплаты.

Возражения относительно нововведений

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по госстроительству, Вячеслав Лысаков, считает, что новые штрафы оправданы только с точки зрения наведения порядка на дороге. Кроме этого, он убежден, что размер штрафа можно округлить до 2000 и 5000 рублей. Еще одна проблема заключается в возможном желании государства заставить в обязательном порядке приобретать бесконтактные транспондеры. Поэтому законопроект требует более тщательной проработки и внесения корректировок.

В этом вопросе с господином Лысаковым солидарен еще один эксперт отрасли — координатор движения «Синие ведерки», Петр Шкуматов. Его особенно беспокоит такой вопрос: «Как часто водителя будут штрафовать при незаконном проезде по платной магистрали?». Из текста законопроекта этот момент пока не ясен. По мнению Петра Шкуматова, нужно добиться некого компромисса, чтобы автовладелец не получал штраф через каждые 500 метров платной трассы, а оплата штрафа не была более выгодной, чем изначальная оплата за проезд.

Серьезное неудобство состоит и в том, что гражданам, желающим погасить задолженность и отменить штраф, нужно ехать в Ространснадзор лично или отправлять документы по почте. А это не удобно и для водителей, и для самой службы. Первые потеряют время, вторые ощутят серьезные нагрузки. Механизм решения этого вопроса должен быть электронным и не требовать личного визита автовладельца в Ространснадзор.


Вернуться к списку новостей