В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
Горячая линия для клиентов (24 часа): 8 800 500 2625
19.06.2023

Цифровизация - путь для повышения эффективности

В марте текущего года транспортной компании «РесурсТранс» (холдинг «Ресурс Групп») исполнилось 15 лет. О том, с какими результатами компания встретила юбилей, а также о дальнейших планах развития в интервью расскажет генеральный директор «Ресурс Групп» Сергей Куликов.

- Говоря о результатах деятельности компании, хотелось бы отдельно спросить про 2022 год, который стал переломным для большинства компаний. Как отразились внешние события на работе «РесурсТранс»? 

- Как и для многих российских компаний, прошлый год для нас был непростым – пришлось приостановить определенные программы развития и сократить ряд затрат. При этом, в целом нам удалось подстроиться под новые реалии и адаптировать бизнес-процессы, вследствие чего завершили год без каких-либо существенных потерь. 

Но ряд вопросов до сих пор находится на повестке. В частности, есть трудности с приобретением нового транспорта. В прошлом году с российского рынка ушли многие иностранные бренды, в связи с чем, отечественные производители столкнулись с необходимостью в экстренном порядке замещать большое число комплектующих, которые ранее поступали из-за рубежа. Все это привело к существенному росту стоимости затрат на транспортные средства. По нашим оценкам, за 2022 год рост стоимости целевого парка составил 57%. Поэтому мы были вынуждены приостановить приобретение транспорта, т.к. ассортиментный ряд и стоимость транспорта пока не корреспондируют с ценами на услуги, которые зафиксированы в наших договорных отношениях с клиентами. 

Очевидно, что существенный рост стоимости на автомобили требует повышения цен на логистические услуги, и участникам рынка еще предстоит установить баланс. Если равновесие не будет достигнуто, то парк с каждым годом будет неизбежно стареть, что негативно отразится на всей отрасли.  

- Какие значимые события произошли в компании за последнее время? 

- В конце 2022 года мы открыли новую главу взаимоотношений с ОАО «РЖД» длиной в 10 лет, выиграв конкурсы на транспортное обслуживание 12 филиалов железных дорог. Тем самым, нам удалось не только продлить контракты на обслуживание 10 железных дорог, но и существенно расширить зону оказания услуг, включив в нее Восточно-Сибирскую железную дорогу, Дальневосточную железную дорогу и дополнительную часть Октябрьской железной дороги. 

Так, завершение 2022 года ознаменовалось для «РесурсТранс» открытием новых филиалов в г. Иркутске и г. Хабаровске, а также автоколонн в г. Мурманске и г. Петрозаводске в составе действующего филиала в г. Санкт-Петербурге.

- Как прошло открытие новых филиалов? 

- Это был самый оперативный запуск новых проектов за всю историю «РесурсТранс». Перед компанией стояла задача в сжатые сроки сформировать парк транспортных средств, принять в штат сотни сотрудников и обеспечить полноценное функционирование новых подразделений перед началом оказания услуг. Учитывая текущие реалии, сложность задачи выросла в разы. 

Для открытия филиалов были привлечены десятки сотрудников из разных филиалов компании. Благодаря их слаженной работе, опыту и профессионализму, непростая задача была выполнена. Нам важно было не просто открыть новые филиалы, но и полностью отладить все рабочие процессы, включая внедрение наших ИТ-решений. 

- Можете рассказать подробнее про ИТ-решения? Почему «РесурсТранс», являясь транспортной компанией, решила идти по пути цифровизации? 

- Совершенно очевидно, что сейчас ИТ-технологии приходят во все отрасли. Более того, некоторые из отраслей претерпели колоссальные видоизменения благодаря цифровизации. Самый яркий пример, который знает любой обыватель, — это банки. 20 лет назад для совершения какой-либо транзакции необходимо было ехать в банк, стоять в очереди, а сегодня достаточно просто зайти в приложение. По сути, банки сейчас являются ИТ-компаниями. На мой взгляд, транспортная отрасль следует по этому же пути – постепенно транспортные компании будут превращаться в ИТ-компании. 

Мы привыкли идти на опережение, поэтому заблаговременно начали внедрять ИТ-технологии, понимая, что за ними будущее. Сегодня наша система управления автопарком на 70% «ушла в цифру» - от подачи заявку на перевозку до выпуска на линию и отслеживания работы транспорта. Если ее отключить по какой-либо причине, то наш бизнес превратится в груду железа, которая непонятно куда, как и с какой эффективностью едет. 

Мы действительно очень много сделали в прошлые годы. Например, разработали приложение для водителя «Электронный путевой лист», которое представляет собой не просто решение для ведения путевого листа в электронном виде, а является цифровизацией процесса выпуска транспорта на линию, включая в себя автоматизированный предрейсовый технический осмотр и электронный предрейсовый медицинский осмотр. 

- Планируется ли в дальнейшем разработка новых продуктов? 

- В ближайшее время мы скорее сделаем акцент на уже существующих решениях, их доработке и масштабировании. Но, если в процессе работы увидим необходимость разработать новый продукт, который будет полезен нам и нашим клиентам, не исключаем расширения продуктовой линейки «РесурсТранс». Мы однозначно верим, что цифровизация - это один из тех драйверов, который поможет нам стать эффективнее в конкурентной борьбе за нашего клиента. 

- А как клиенты относятся к внедрению ИТ-решений? Ведь за этим стоит изменение ряда процессов, что во многих компаниях сложно осуществить. 

- Важно сказать, что любое ИТ-решение нацелено на улучшение и оптимизацию какого-либо процесса, связанного с управлением автопарком. Наши клиенты понимают эту необходимость и с удовольствием запускают пилотные проекты. Например, решение «Электронный путевой лист», о котором я упомянул ранее, тестируется с 2021 года в нашем Калининградском филиале. 

Разработка продукта началась 3 года назад, когда все эти процессы были еще за рамками законодательства, поэтому мы дублируем путевые листы на бумажных носителях.  Сейчас, в 2023 году, в закон внесли необходимые поправки, и после отладки всех процессов по взаимодействию с государственными органами, необходимость дублирования отпадет. Благодаря тому, что коллеги из «Центра управления автотранспортом» и Калининградского филиала ОАО «РЖД» положительно оценили наше предложение, мы заблаговременно смогли протестировать ИТ-решение и осуществить полноценное внедрение на данном полигоне. 

Еще одним решением, которое мы начали тестировать в 2021 году в Калининградском филиале, стал перевод всех наших взаиморасчетов и предъявления услуг в электронный формат. В рамках совместных работ нам удалось провести настройку баз и рабочих мест клиента, настроить интеграцию с системой клиента, которая на сегодняшний день находится на завершающем этапе.

Перевод документов в электронный формат станет существенным шагом на встречу интеграции друг другу и повышения эффективности процесса управления автопарком. 

Нам повезло, что клиент слышит нас и поддерживает большинство наших предложений. Это касается не только внедрения ИТ-решений, но и прочих нововведений. Например, в конце прошлого года Нижегородский филиал компании ввел в эксплуатацию 2 электромобиля, что позитивно было воспринято нашим клиентом. 

- Компания следует общему тренду сохранения экологии? 

- В нашем понимании использование электротранспорта это win-win история, в которой выгодно как бизнесу, так и обществу. 

Несмотря на то, что электрокары превосходят по стоимости транспорт с традиционными дизельными или бензиновыми двигателями, они более выгодны в обслуживании. Сейчас электротранспорт только выходит на рынок, но мы уверены, что через определенное время бизнес увидит его более высокую эффективность и будет отдавать ему предпочтение. Более того, переход на электрический транспорт окажет положительный эффект для экологии за счет снижения выбросов в атмосферу. Поэтому мы видим перспективу в данном направлении и готовы инвестировать в него финансы, время и усилия. 

- В начале интервью Вы упомянули, что в 2022 году компании удалось подстроиться под новые реалии. Каким, по вашим прогнозам, будет 2023 год? 

- В прошлом году экономические процессы еще развивались по инерции, что помогло менее остро ощутить изменения. По нашим оценкам, в текущем году компаниям предстоит столкнуться с более глобальной трансформацией. Поэтому он будет сложнее прошлого - компании продолжат вырабатывать новые схемы взаимодействия, искать компромиссы и пути выхода из различных ситуаций в совместных диалогах с партнерами.

Учитывая способность российского бизнеса подстраиваться под новые условия и перестраивать свою деятельность, что неоднократно проявлялось в периоды экономических кризисов, надеюсь, компании продемонстрируют готовность к новым вызовам. 


Вернуться к списку